Алексей Дмитриевич Попов
Режиссер, педагог, теоретик театра, Народный артист СССР с 1948 года.
Алексей Дмитриевич Попов в 1912 г. был зачислен в штат МХТ. Играл в спектаклях Первой студии.
Станиславский назвал его «идейным мечтателем» когда Попов уехал из Москвы, чтобы учить любителей-рабочих в Вичуге, затем создал экспериментальный театр, стремясь развивать нравственные и художественные принципы мхатовских студий. В 1918 – 1924 г.г. он работал в Костроме, Томске, Ярославле.
В 1924 г. вернулся в Москву и стал режиссером Третьей (вахтанговской) студии, где дебютировал постановкой “Комедии Мериме”.
Со всей искренностью и цельностью Попов уверовал, что революция раскрепощает народ и устраняет разрыв между культурной средой и народными массами. Мир людей, отброшенных революцией, был ему вполне антипатичен, — отсюда его разлад с Булгаковым, чью пьесу “Зойкина квартира” он ставил как сатирическую комедию (1926). Так же ощущает он и жизненный материал “Заговора чувств” Олеши (1929). Его манит другое — “положительная динамика” переворошенной жизни. В “Виринее” Сейфуллиной и Правдухина (1925) Попов одолевает эпизодичность и дробность инсценировки повести о сибирской деревне, создавая энергию общего поля спектакля. В последующие годы он руководил Театром Революции (1930—1935) и ЦТКА (с 1935).
Осознавая необходимость найти среди мастеров следующего поколения, нового творческого лидера, способного возглавить Художественный театр впоследствии, Немирович-Данченко все чаще думал в этой связи о Попове. В первые месяцы войны они обсуждали будущем МХАТа; в частности, говорили о постановке Поповым недавно законченной А. Н. Толстым трагедии об Иване Грозном (с Н. П. Хмелевым в главной роли). Но начать работу над “Трудными годами”, второй частью дилогии пьес о русском самодержце, Попову удалось уже после смерти пригласившего его основателя театра и окончания войны.
Спектакль был фактически готов, когда внезапная смерть Хмелева (художественного руководителя МХАТ с 1943 г.), изменила все. Доведя свой труд до премьеры с другим исполнителем, Попов больше работал в Художественном театре как режиссер.
Станиславский назвал его «идейным мечтателем» когда Попов уехал из Москвы, чтобы учить любителей-рабочих в Вичуге, затем создал экспериментальный театр, стремясь развивать нравственные и художественные принципы мхатовских студий. В 1918 – 1924 г.г. он работал в Костроме, Томске, Ярославле.
В 1924 г. вернулся в Москву и стал режиссером Третьей (вахтанговской) студии, где дебютировал постановкой “Комедии Мериме”.
Со всей искренностью и цельностью Попов уверовал, что революция раскрепощает народ и устраняет разрыв между культурной средой и народными массами. Мир людей, отброшенных революцией, был ему вполне антипатичен, — отсюда его разлад с Булгаковым, чью пьесу “Зойкина квартира” он ставил как сатирическую комедию (1926). Так же ощущает он и жизненный материал “Заговора чувств” Олеши (1929). Его манит другое — “положительная динамика” переворошенной жизни. В “Виринее” Сейфуллиной и Правдухина (1925) Попов одолевает эпизодичность и дробность инсценировки повести о сибирской деревне, создавая энергию общего поля спектакля. В последующие годы он руководил Театром Революции (1930—1935) и ЦТКА (с 1935).
Осознавая необходимость найти среди мастеров следующего поколения, нового творческого лидера, способного возглавить Художественный театр впоследствии, Немирович-Данченко все чаще думал в этой связи о Попове. В первые месяцы войны они обсуждали будущем МХАТа; в частности, говорили о постановке Поповым недавно законченной А. Н. Толстым трагедии об Иване Грозном (с Н. П. Хмелевым в главной роли). Но начать работу над “Трудными годами”, второй частью дилогии пьес о русском самодержце, Попову удалось уже после смерти пригласившего его основателя театра и окончания войны.
Спектакль был фактически готов, когда внезапная смерть Хмелева (художественного руководителя МХАТ с 1943 г.), изменила все. Доведя свой труд до премьеры с другим исполнителем, Попов больше работал в Художественном театре как режиссер.