Рубен Николаевич Симонов
Актер, театральный режиссер, педагог. Создатель театра-студии, послужившей основой театру "Ленком". Народный артист СССР с 1946 года.
Рубен Николаевич Симонов (наст. фам. Симонянц) – советский актёр, театральный режиссёр и педагог. Главный режиссёр Театра им. Евг. Б. Вахтангова (1939—1968). Создатель и руководитель театра-студии, послужившей основой Ленкома (1928—1937). Народный артист СССР с 1946 г.
В 1920 году поступил в Мансуровскую студию к Е. Б. Вахтангову, которая в 1921 была преобразована в 3-ю студию МХТ. Через год умер Е. Вахтангов. В его последнем спектакле-завещании «Принцессе Турандот» Симонов играл роль Труффальдино. Вскоре студия была преобразована в Театр им. Евг. Б. Вахтангова. В 1924 году Симонов дебютировал в качестве режиссёра на сцене театра, поставив водевиль «Лев Гурыч Синичкин». В 1926 – 1938 – актер и режиссер Театра им. Евг. Вахтангова, с 1939 и до конца жизни, оставаясь актером, - художественный руководитель театра. В 1920 – 1930-е годы одновременно руководил Армянской студией (3 выпуска), Узбекской студией и «Театром-студией под руководством Р. Н. Симонова».
Среди лучших ролей Симонова-актера: Аметистов («Зойкина квартира» М. Булгакова, 1926), Костя-Капитан («Аристократы» Н. Погодина, 1935), Бенедикт («Много шума из ничего» Шекспира, 1936), Хлестаков («Ревизор» Н. Гоголя, 1939), Доменико Сориано («Филумена Мартурано» Э.Де Филиппо, 1956).
Жанровое многообразие характерно и для Симонова-режиссера. Выбирая оперетку «Мадемуазель Нитуш» Д. Эрве (1944) режиссер превращал ее, по словам поэта П. Антокольского, «в поэтическую комедию».
Глубина психологического анализа и отточенность формы характерны для его постановок: «Интервенция» Л. Славина (1933), «Человек с ружьем» Н. Погодина (1937), «Фронт» А. Корнейчука (1942), «Заговор обреченных» Н. Вирты (1949), «Фома Гордеев» М. Горького (1956), «Живой труп» Л. Толстого (1962) и др. Последняя режиссерская работа Симонова – «Варшавская мелодия» Л. Зорина (1967).
С 1924 Симонов преподавал в училище при Студии Вахтангова (ныне Театральное училище им. Б. В. Щукина), профессор с 1946.
В 1920 году поступил в Мансуровскую студию к Е. Б. Вахтангову, которая в 1921 была преобразована в 3-ю студию МХТ. Через год умер Е. Вахтангов. В его последнем спектакле-завещании «Принцессе Турандот» Симонов играл роль Труффальдино. Вскоре студия была преобразована в Театр им. Евг. Б. Вахтангова. В 1924 году Симонов дебютировал в качестве режиссёра на сцене театра, поставив водевиль «Лев Гурыч Синичкин». В 1926 – 1938 – актер и режиссер Театра им. Евг. Вахтангова, с 1939 и до конца жизни, оставаясь актером, - художественный руководитель театра. В 1920 – 1930-е годы одновременно руководил Армянской студией (3 выпуска), Узбекской студией и «Театром-студией под руководством Р. Н. Симонова».
Среди лучших ролей Симонова-актера: Аметистов («Зойкина квартира» М. Булгакова, 1926), Костя-Капитан («Аристократы» Н. Погодина, 1935), Бенедикт («Много шума из ничего» Шекспира, 1936), Хлестаков («Ревизор» Н. Гоголя, 1939), Доменико Сориано («Филумена Мартурано» Э.Де Филиппо, 1956).
Жанровое многообразие характерно и для Симонова-режиссера. Выбирая оперетку «Мадемуазель Нитуш» Д. Эрве (1944) режиссер превращал ее, по словам поэта П. Антокольского, «в поэтическую комедию».
Глубина психологического анализа и отточенность формы характерны для его постановок: «Интервенция» Л. Славина (1933), «Человек с ружьем» Н. Погодина (1937), «Фронт» А. Корнейчука (1942), «Заговор обреченных» Н. Вирты (1949), «Фома Гордеев» М. Горького (1956), «Живой труп» Л. Толстого (1962) и др. Последняя режиссерская работа Симонова – «Варшавская мелодия» Л. Зорина (1967).
С 1924 Симонов преподавал в училище при Студии Вахтангова (ныне Театральное училище им. Б. В. Щукина), профессор с 1946.